Вместе к созиданию и развитию Узбекистана
2025-06-11 10:35:00 / Yangiliklar

Внимательно изучив «Концепцию обеспечения свободы совести граждан и государственной политики в религиозной сфере в Республике Узбекистан», Церковь адвентистов седьмого дня выражает свою полную и позитивную поддержку данному документу. В нем можно увидеть целостный, конкретный, прогрессивный и перспективный взгляд на будущее развитие нашей страны в контексте непосредственного взаимодействия государства со всеми религиозными конфессиями находящихся в нем.
Дух и содержание данного документа очень близки тому, как церковь видит развитие общества, свое место и участие в нем, а также гармоничного взаимодействия государства со всеми конфессиями.
Ценным видим очередное провозглашение и фокус на том, что наша страна является светским государством:
«Светское государство – государство, в котором для каждого гарантирована свобода совести, многообразие идеологий и мнений, государственная власть отделена от религиозно-конфессиональных взглядом и институтов и которое при регулировании общественных отношений, принятии решений и их исполнении управляется, основываясь на Конституции и законов, всеобщих интересах».
Данная модель позволяет многоконфессиональному и мультикультурному обществу развиваться гармонично, поступательно, и что важно, используя имеющиеся ценности разных конфессиональных и национальных групп будет взаимного обогащать друг друга культурно, социально, интеллектуально все общество в целом.
Концепция представляет собой развернутую, понятную стратегию направления развития нашей страны в контексте многоконфессионального общества. Она детально и конкретно прописывает различные направления развития в ближайшей перспективе. Это важно для религиозных обществ, потому что делает ясным и понятным механизм взаимодействия государства с ними, помогает понять реальные ожидания как государства от конфессий, так и конфессий от государства. Понятность и конкретность концепции будет содействовать дальнейшей реализации ее в жизнь.
Документ является практическим и детальным выражением нашего государства приверженности к такой ценности как толерантность. Он фактически подробно прописывает как на деле эта ценность будет реализована в нашей стране:
«Религиозные убеждения и религиозная толерантность, истинная гуманистическая сущность религий является одной из духовно-нравственных основ общества, источником вековых ценностей, служащих единству и сплочению народа Узбекистана…».
«Адвентисты убеждены, что воспитание толерантности в современном обществе является делом первостепенной важности. Нравственной основой продвижения к взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству людей с разными культурными традициями, мировоззренческой ориентацией, вероисповеданий, является доброжелательность и уважение к достоинству человека, сотворенного по образу и подобию Божию…
Соблюдение принципов толерантности в повседневной деятельности государственных органов, политических партий, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации помогло бы избежать многих конфликтов, сопровождаемых проявлением нетерпимости и экстремизма.
Церковь АСД осуждает всякого рода предубеждения, факты жестокого отношения к людям, в том числе и вызванные неприятием их убеждений и обычаев. Христиане и все люди доброй воли должны признавать право любого человека думать или действовать иначе чем они сами. Альтернативы диалогу нет. Мы должны научиться обсуждать различные точки без взаимных оскорблений и приходить к согласию…
Церковь АСД повсеместно вносит свой посильный вклад в воспитание духа толерантности, являя тем самым миролюбивый характер Христа, способствуя укреплению мира и стабильности в обществе.» (Основы социального учения Церкви АСД России, 2009 г.).
Важным аспектом концепции является забота о безопасности в стране от радикальных, экстремистских, и, к сожалению, часто религиозных настроенных групп людей:
«Государство обеспечивает установление духа примирения и уважения, толерантности между гражданами, исповедующими различные религии или не исповедующие никакой религии… не допускает действия, направленные на радикализм, экстремизм, терроризм, конфронтацию и обострение различных религиозных убеждений, нарушение согласия между гражданами на основании этого, провоцирование агрессии внутри различных конфессий и между другими конфессиями».
Ценной составной концепции является то, что очень детально и подробно прописаны приоритетные и ключевые направления развития светского государства. Таких направлений как: государственного управления, регулирования экономики, образования, медицины, культуры, института брака, а также формирования норм общественной морали и поведения.
Хочется отметить, что в данных направлениях очень четко прописан механизм равенства интеграции людей во все сферы жизни и деятельности страны вне зависимости от их религиозной принадлежности. Данный подход ведет к взаимообогащающему влиянию, как для людей разных религий, так и для государства.
«Когда адвентисты становятся руководителями или оказывают влияние на широкие слои населения, их деятельность должна соответствовать «золотому правилу» («Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Евангелие от Матфея 7:12). Поэтому мы обязаны трудиться ради достижения надежной религиозной свободы для всех людей и не должны использовать наше влияние на политических и гражданских руководителей, ни для продвижения интересов собственной религии, ни для создания препятствий в деятельности других религий. Адвентисты должны серьезно относиться к своему гражданскому долгу. Нам необходимо… разделять ответственность за формирование общества, в котором мы живем. Адвентисты, однако, не должны поглощать все свое внимание политикой или использовать кафедру и церковные издания для отстаивания политических теорий.
Адвентисты, являющиеся светскими руководителями, должны стремиться твердо придерживаться высочайших норм христианского поведения» (Официальные заявления, рекомендации и другие документы Церкви АСД, 2010).
В качестве заключения
От имени Церкви адвентистов седьмого дня Узбекистана выражаем искреннюю благодарность нашему правительству за инициативу создания данной Концепции, а также непосредственно людям, участвовавшим в написании документа.
Мы видим ее как документ написанный грамотно, детально, конкретно и целостно.
Верим, что данная инициатива своевременная в наше неспокойное время и будет способствовать развитию и процветанию многокультурной и многоконфессиональной Республики Узбекистан.
Желаем, чтобы данная Концепция была полностью реализована и принесла добрые, видимые и практические результаты.
Руководитель Церкви АСД в Узбекистане
Андрей Тен