Перейти к основному контенту

Великий Шёлковый путь

Ярким символом связей между Востоком и Западом, уходящих в глубь веков, можно назвать знаменитую караванную дорогу «Великий Шёлковый путь». Трансконтинентальная трасса тянулась на 10 тысяч километров и стала связующим звеном, объединяющая страны Востока со Средиземноморьем.

Начало функционирования Великого Шёлкового пути относят ко II веку до нашей эры и действовал путь вплоть до XV века нашей эры. Безусловно, благодаря Шёлковому пути распространялись не только редкие товары, но и происходил большой обмен знаниями, культурой, технологиями, дипломатическими связями.  Название «Великий Шёлковый путь» связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром – шёлком. Считается, что технология изготовления шёлка из коконов шелкопрядного червя была открыта на территории современного Китая около пяти тысяч лет назад. Постепенно секрет изготовления шёлка стали перенимать, и уже в III веке нашей эры шелк научились изготавливать во многих странах, в том числе и в Узбекистане, на территории Ферганской долины.

Помимо шёлка караванщики торговали и другими редкими товарами. Такими драгоценными камнями как лазуритом из Бадахшана, сердоликом из Согдианы, нефритом из Хотана и даже стеклянными изделиями, производство которых не было налажено в те далекие времена в Восточном Средиземноморье.

Термин «Шёлковый путь» появился относительно недавно. В 1877 году барон Фердинанд фон Рихтгофен одним из первых детально изучил карту торгового пути и дал ему такое название. Около I века нашей эры Великий Шёлковый путь достиг своего размаха. Торговая дорога начиналась от китайского города Лоян на востоке, дальше она проходила сквозь многочисленные китайские города и Средней Азии, заканчивался путь в Италии, в Риме. Трасса имела три направления и многочисленные ответвления. Основными направлениями были Северная, Центральная и Южная дороги.

Северная дорога проходила через Тянь-Шанские горы вдоль реки Тарим и поворачивала в Ферганскую долину и далее между среднеазиатским междуречьем уходила в низовье Волги до греческих колоний. По пути караваны останавливались в городах или же в живописнейших местах-оазисах, чтобы отдохнуть и продать свой товар. Так, появлялись новые города, а старые разрастались и становились еще больше. На территории Узбекистана расцветали торгово-ремесленнические города: Андижан, Коканд, Бухара, Шахрисабз, Самарканд, Хива.

Южная дорога проходила по регионам современных территорий Индии, Афганистана и Ирана. Центральная дорога шла через Персию и Средиземное море.

Маршрут Шёлкового пути стал известен во всем мире, вскоре по нему стали проходить не только караванщики, но и легендарные путешественники и завоеватели. К примеру итальянский путешественник и купец Марко Поло после своего путешествия по маршруту Великого Шёлкового пути создал труд «Книга о разнообразии мира». Также всемирно известный завоеватель Чингисхан проходил по дорогам Шёлкового пути.

Трудный путь, занимавший долгие годы, не пугал отважных путешественников и купцов. На их пути могли повстречаться воинственные кочевники, безводные пустыни и суровые горы. Зачастую направление верной дороги можно было узнать по «костям людей и животных».  Но благодаря этой трассе мир преобразился на современный лад, и мы видим его сейчас именно таким. Великие города-памятники с их историческими и архитектурными зданиями стали живыми легендами, как напоминание из прошлого.

10730

Последнее обновление: 2024-05-31 15:36:36